Национальный музей Республики Татарстан представляет
Экспонат музея- Секира зооморфная, конец VI – IV вв. до н.э.
Секира была передана члену Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета профессору А.А. Штукенбергу. В 1929 году А.А. Штукенберг передал находку в Центральный музей ТАССР (ныне Национальный музей Республики Татарстан).
В эпоху мезолита человечество осваивало земли, прилегавшие к берегам Волги и Камы. В эпоху неолита осёдлые поселения занимали почти всю территорию современного Татарстана. Они состояли из нескольких полуземлянок и наземных строений. Осёдлый быт способствовал развитию разнообразных ремёсел и промыслов.
Уникальным образцом работы мастеров раннего железного века является парадная секира VI – IV веков до нашей эры, найденная в Прикамье в 1881 году.
Секира относится к ананьинской археологической культуре и по типу секир принадлежит к пинежско-елабужской.
Изделие выполнено в технике литья и представляет собой втульчатый топор с плоским клином трапециевидной формы и выступающей втулкой. Обух фигурный, в виде головы волка (по другой версии, дракона) с вертикально поднятыми ушами и раскрытой пастью. Соединение клина и обуха с втулкой украшено гофрировкой. Верхний конец втулки оформлен в виде головы хищной птицы (предположительно, орла).
Эта секира никогда не была заточена, не использовалась как оружие. Она служила символом власти и применялась в ритуалах ананьинских племён. Военные вожди стремились обладать не только жизнями, но и душами соплеменников.
Подобное оружие находили в погребениях с особенно богатым составом вещей. Это говорит о том, что такие секиры являлись почётными знаками вождей.
Парадные секиры – подлинные произведения бронзолитейного искусства ранеего железного века. Есть мнения, что они предназначались лишь для создания впечатления воинственности обладателя на полях сражений. Они были знаковыми предметами высокого ранга – символами власти и могущества, своеобразными царственными жезлами, принадлежавшими военной аристократии, жрецам и вождям.
Секира демонстрирует древние представления о могуществе властителей трёх миров и олицетворяет власть человека над небесным, земным и подземным мирами. Сам человек, который держит секиру за древко, при помощи этого символа объявляет окружающим о своём особом статусе.
Отличительный признак парадной секиры – это образы хищных хтонических животных (волка или дракона, фантастического ушастого орла или грифона, филина). Хтонические животные во многих религиях и мифологиях – существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь, подземное царство и мир мёртвых, которым поклонялись.
Отливалась парадная секира из оловянной бронзы с повышенной концентрацией свинца и мышьяка. В то время мастера, работали преимущественно с медью, а оловянная бронза была дорогим экспортным материалом. Это ещё раз доказывает факт того, что парадные секиры являлись статусным и дорогим предметом.
Бронзовая зооморфная секира – это не только свидетельство таланта и способностей древних мастеров, но и символ эпохи, наполненной ожесточёнными столкновениями, таинственными ритуалами и попытками осмыслить место человека в окружающем мире.
1 комментарий